Галерея
5621 8598 9532 13530 15660 Shutterstock - Business

Американская практика госхозяйствования

Американская практика госхозяйствованияАмериканская практика госхозяйствования опровергает представление о плане и рынке, государстве и рынке как о взаимоисключающих феноменах. В теоретическом отношении данный подход (реализующийся, согласно вышеизложенному, и в деятельности нынешней американской администрации) означает, что существует принципиальная возможность органического сочетания плановых и рыночных начал. При этом, во-первых, речь не идет об априорном преимуществе того или иного механизма: границы использования каждого из них предопределяются характером решаемых конкретных задач. Во-вторых, налицо взаимореализация и взаимопереходы этих двух противоположных начал. Так, контракт это не директива, он “наполняется” рыночными категориями (такими, как конкуренция, деньги, цена, издержки, прибыль и т. п.). Государство, вступая в договорные отношения с частнохозяйственными субъектами, вынуждено руководствоваться рыночными правилами игры. В то же время частный бизнес, оставаясь таковым, оказывается включенным в государственную программу, направленную на реализацию определенной цели. Причем правила действий на рынке здесь жестко регламентированы государством. Легко заметить, что способ разрешения двух рассмотренных противоречий — между общегосударственным и частным интересами, а также между плановым и рыночным началами — по сути одинаков. И это не случайно, ибо первое из этих противоречий лежит в основе второго и разрешается в ходе разрешения последнего. Монография, как представляется, вносит весомый вклад в исследования специфики американской формы (модели) экономической системы современного капитализма. Основные отличительные признаки этой модели заключены в особых формах разрешения двух вышеназванных противоречий, а ее ключевое звено — наличие всеобъемлющей разветвленной федеральной контрактной системы, опирающейся на мощный федеральный бюджет.

ФКС уже давно перестала быть просто механизмом закупки государством тех или иных объемов товаров и услуг и выполняет далеко не только функции удовлетворения прямых госнужд. Главное теперь в другом: американская экономика (во всяком случае — ее ключевые структуры) плотно накрыта сетью госконтрактов и регламентации. В результате, оставаясь частной, она может успешно продвигаться только по тем направлениям, которые признаны государством и не нарушают общие приоритетные цели. Данная система способна к экспансии далеко за национальные пределы: сеть, о которой идет речь, начинает охватывать мировую экономику, определяя тем самым модель “глобализации”.

Возвращаясь в заключение к оценке монографии, хотелось бы охарактеризовать её как прорывающую “информационную блокаду” в отношении реальностей современной американской экономики, как некое новое серьезное “открытие Америки” для российского читателя. В. В.

Похожие записи