Галерея
5621 8598 9532 13530 15660 Shutterstock - Business

Применение хозяйственного принципа сначала — испытания, потом — заказ

Применение хозяйственного принципа сначала - испытания, потом - заказПризыв федеральных властей и в первую очередь руководителей военного и смежных с ним ведомств к “проверке временем” и применению хозяйственного принципа “сначала — испытания, потом — заказ”, особенно в области создания авиационной и военно-морской техники, а также сложных военно-технических и инженерно-технических систем, на деле означал не только перелом в государственной стратегии научно-технической политики, но даже отход назад. Если до 1930-40-х годов правительственные органы США, размещая в промышленности заказы на подобную военную и гражданскую технологию, исходили из принципа “открытых торгов — прямой конкуренции” проектов и последующей конкуренции образцов — испытания приобретаемой государством техники и ее покупки, то в 1950-60-х годах эта государственная практика изменилась. Выступая под лозунгом рационализации государственного хозяйствования и применения новейших методов управления, а главное — ликвидации мифической “технологической и ракетно-ядерной угрозы” со стороны СССР, они непосредственно перешли к “закрытым торгам”: секретной конкуренции проектов, технике, создаваемой еще в “чертежах”, и оплачиваемой лишь после серийного производства. Подобная рационализация, несмотря на применение новейших методов оргтехники и управления, информационных систем, прогнозирования, ППБС и системного анализа, а также новых методов ценообразования на заказы казны, прямо связывающих прибыль подрядчика с их успешным выполнением, отнюдь не избавила федеральные власти от проблем, увы, присущих государственному предпринимательству в условиях рыночной системы хозяйствования. Эволюция ФКС и основанных на ней методов хозяйствования продемонстрировала и растущие противоречия государственного регулирования США в сфере экономики. Не случайно чрезвычайная комиссия Конгресса США под председательством сенаторов С. Чет и Д. Холлифилда, представляющих цвет деловой Америки, лидеров бизнеса, науки и техники страны, созданная в связи с необходимостью очередной реформы ФКС как важной части перестройки государственного аппарата хозяйствования, предложенной президентом Р. Никсоном в 1970-х годах, была вынуждена выступить с большим программным заявлением. В многотомном докладе конгрессу и правительству она констатировала: “в США нет ни одной организации, которая несла бы полную ответственность за хозяйственную деятельность подобного рода, связанную с такими гигантскими финансовыми затратами государства, затрагивала такое огромное количество людей и имела бы столь важные социально-экономические последствия”.

Похожие записи